Как работают коллеги наших гаишников в других странах
Правила дорожного движения существуют во всем мире. В них подробно расписано, что должен делать водитель или пешеход, однако нет ни слова об обязанностях тех, кто призван осуществлять контроль за исполнением этих правил.
Самая старая ГАИ
Французская национальная жандармерия гордится тем, что, по всей видимости, является старейшей действующей службой охраны безопасности движения. Создана она была еще тогда, когда правил дорожного движения не существовало, а главной опасностью на дорогах были не водители-лихачи или перебегающие на красный свет пешеходы, а бандиты, грабившие путников.
Именно для борьбы с ними еще в 1337 году во Франции появилось специальное военное подразделение, подчинявшееся коннетаблю Франции — военному советнику короля. В XVIII веке за ним окончательно закрепилось название «жандармерии».
В XX веке функции поддержания порядка на дорогах были поделены между жандармерией и гражданской полицией. Жандармерия продолжает обеспечивать порядок на дорогах за пределами крупных городов, в городах же эти обязанности возложены на дорожные отряды национальной полиции.
Еще одним новшеством французов, теперь распространившимся на многие страны мира, стало активное привлечение женщин к работе в дорожной полиции. В 1964 году на улицы Парижа вышли женщины в форме национальной полиции, задачей которых была борьба с нарушителями правил парковки автомобилей. Как и в большинстве стран мира, французские дорожные полицейские не имеют права непосредственно штрафовать нарушителей правил дорожного движения, поэтому в обязанности этих женщин входит лишь выписывание штрафных квитанций.
Самая добрая ГАИ
Британия стала одной из первых стран мира, в которой были введены общенациональные правила дорожного движения. Случилось это в 1932 году. Тем не менее как тогда, так и сейчас, общенациональной полицейской дорожной службы в стране нет. Каждое графство само решает, создавать ли ему отдельную службу дорожной полиции, или перекладывать обязанности по контролю за дорожным движением на обычных полицейских.
Чаще всего специальная служба все-таки создается, и в своей работе она руководствуется рекомендациями министерства внутренних дел.
Права британских дорожных полицейских широки: по британским законам любой полицейский независимо от ранга и сферы действия имеет право производить арест. А в Шотландии полицейские могут и осуществлять обыск. На дорожных полицейских кроме обычных функций возложены и обязанности по борьбе с терроризмом. Дорожные полицейские имеют право перекрывать любую дорогу, останавливать любой автомобиль, а также реквизировать любое транспортное средство, если это требуется для «воспрепятствования любому лицу, подозреваемому в совершении преступления или подготовке к таковому с использованием транспортных средств и дорог». Перекрыть движение для пропуска спецтранспорта или беспрепятственного проезда высокопоставленного чиновника они, разумеется, не могут.
Британские дорожные полицейские тщательно следуют инструкциям и соблюдают правила дорожного движения, что много раз становилось темой для шуток. Британские власти, к примеру, регулярно сообщают о штрафах, наложенных полицейскими на самих себя или своих коллег. По данным лондонской полиции, за прошлый год полицейские (в том числе и сами дорожные) заплатили более {pound}325 тыс. в качестве штрафов за неправильную парковку, превышение скорости или иные нарушения правил дорожного движения. При этом почти все штрафные квитанции, выписанные полицейским, были оплачены в течение полутора недель. Возможно, сказалось правило, в соответствии с которым водитель, уплачивающий штраф в течение двух недель после выписывания квитанции, получает 50% скидку. В Британии это достаточно убедительная причина вовремя выплатить штраф — например, за неправильную парковку в Лондоне водитель обычно должен заплатить {pound}70-120.
Тем не менее принципиальность полиции часто становится и поводом для скандалов. В соответствии с правилами полицейские обязаны пресекать любое нарушение правил дорожного движения, кем бы они ни совершались.
Впрочем, на месте автомобильной аварии полицейские обязаны сначала сделать все для помощи пострадавшим и только после этого заняться составлением протокола или поисками виновника ДТП. Для этого каждая машина дорожной полиции укомплектована не только аптечкой и набором для оказания первой помощи, но и минимальным реанимационным оборудованием (каждый полицейский обязан знать азы реанимации) и даже плюшевым медвежонком «для снятия стресса у детей во время ДТП».
Самая суровая ГАИ
В Соединенных Штатах дорожная полиция большую часть времени занимается тем, что в других странах мира делают обычные полицейские: преследует преступников, осуществляет аресты и помощь в уголовных расследованиях, обеспечивает спокойствие на улицах. Дорожные полицейские во многих штатах обязаны пресекать преступную деятельность самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны обычной полиции. Так сложилось еще с тех времен, когда обычная полиция подчинялась мэрам городов или округов, и единственными полицейскими, подчинявшимися непосредственно властям штатов, были дорожные патрульные. Например, в Калифорнии, полиция штата до сих пор называется «дорожной полицией», хотя выполняет все полицейские функции.
Все это объясняет, к примеру, тот факт, что американские дорожные полицейские одни из самых строгих в мире. Просто они исходят из предположения, что любой остановленный ими — опасный преступник. И дело самого задержанного опровергнуть это. Во всякий момент общения с остановленным водителем полицейский обязан в первую очередь беспокоиться о предотвращении преступления и не подвергать себя неразумному риску. Поэтому, остановив автомобиль (водитель обязан остановиться в случае, если двигающийся за ним полицейский автомобиль включает проблесковые маячки и сирену), полицейский еще в своей машине проверяет остановленный автомобиль через базу данных полиции. Когда полицейский представляется задержанному, он не обязан говорить свое имя — только организацию, которую представляет (например, «Дорожная полиция Калифорнии» или «Дорожный патруль Пенсильвании»). Он обязан следить за тем, чтобы водитель остановленного автомобиля четко следовал правилам: держал руки на руле, не делал резких движений, а, доставая права из кармана или, скажем, из бардачка, заранее предупреждал полицейского о своих действиях. Любое невыполнение этих правил позволяет полицейскому применить силу и даже огнестрельное оружие. Полицейский обязан быть вежливым, то есть обращаться к задержанному «сэр» или «мэм» в зависимости от пола. Но не более того. Полицейский имеет право провести досмотр автомобиля, если, например, поведение водителя, покажется ему подозрительным.
Впрочем, все действия полицейских тщательно контролируются. В патрульных автомобилях, как правило, установлены камеры наблюдения, фиксирующие действия полицейских как внутри машины, так и при разговоре с задержанным водителем. Как и в большинстве других стран мира, дорожные полицейские в США не могут устанавливать штрафы за нарушение правил дорожного движения или изымать водительские права. Кроме того, в большинстве штатов США установлены особые ограничения на количество наличных денег, которые полицейский может иметь при себе во время дежурства (обычно $20-50). Еще одна обязанность дорожных полицейских в США (и, надо сказать, во многих других странах мира) — остановиться, если полицейский заметил стоящий автомобиль с включенными аварийными огнями и выставленным знаком аварийной остановки или в том случае, если есть хотя бы малейшее подозрение на то, что автомобиль неисправен. Полицейский обязан вызвать аварийный автомобиль, а в некоторых случаях — отвезти водителя на станцию техобслуживания или автозаправку.
Самая шикарная ГАИ
Итальянские дорожные полицейские гордятся своей униформой и тем, что их служба — одна из старейших в мире. На самом деле первые общенациональные правила дорожного движения в Италии были приняты вскоре после объединения страны во второй половине XIX века, а первое общенациональное полицейское подразделение, специально созданное в 1928 году для контроля за правилами дорожного движения — Milizia della Strada,-- было одним из первых в Европе. В 1947 году оно получило нынешнее название — Polizia Stradale.
В обязанности дорожной полиции Италии входит только то, что непосредственно касается дорожного движения. Итальянским дорожным полицейским не положено производить аресты или гоняться за преступниками — это дело других подразделений. Зато в том, что касается дороги, Polizia Stradale должна делать все. Например, отвозить пострадавших в больницу, доставлять к месту происшествия врачей, а если понадобится, то и все необходимое для спасения жизни — кровь для переливания, сложную аппаратуру и т. д. Более того, сотрудники дорожной полиции обязаны обладать навыками реанимации и оказания первой помощи.
Представители Polizia Stradale с гордостью говорят о том, что их служба — единственная в мире, у которой в парке патрульных автомобилей значится автомобиль класса «люкс» — Lamborghini Gallardo. О том, что такой автомобиль в Polizia Stradale — единственный, полицейские стараются не говорить. Автомобиль этот — подарок компании Lamborghini по случаю 152-летней годовщины создания национальной полиции Италии. Автомобиль оборудован по последнему слову техники и полностью отвечает требованиям полиции не только в том, что касается обеспечения соблюдения правил дорожного движения, но и спасения жизни. К примеру, в базовую комплектацию полицейского Lamborghini входит оборудование для снятия электрокардиограммы, артериального давления и анализа состава крови, дефибриллятор для реанимации, а также необходимое оборудование для перевозки донорской крови и органов.
Самая честная ГАИ
Во многих странах мира борьба с коррупцией в рядах дорожной полиции — одна из приоритетных задач властей. В некоторых, вслед за США, введены ограничения на наличие денег у полицейских (в Литве, к примеру, максимальная сумма, которую может иметь при себе дорожный полицейский, эквивалентна $10). В Перу, как сообщали в свое время местные газеты, было увеличено число женщин-полицейских — считалось, что женщины менее склонны брать взятки. В Германии и других странах Европы, постарались максимально сократить возможность непосредственного контакта полицейских и автомобилистов. Здесь превышение скорости водителями фиксируют не живые полицейские, а видеокамеры, на основании записей которых водителю по почте отправляется квитанция о штрафе или в случае более серьезного нарушения — повестка в суд.
Тем не менее в большинстве стран мира в инструкциях для полицейских или в правилах дорожного движения нельзя найти особого пункта, запрещающего брать взятки. Исключением является Лаосская Народно-Демократическая Республика, в которой запрет на получение взяток — один из основополагающих моментов Закона о дорожном движении. Так, в статье 27 закона указывается, что проверка документов у водителя и пассажиров производится сразу двумя полицейскими. А в статье 24, касающейся прав и обязанностей полицейских, особо отмечается, что им запрещено использовать в личных целях задержанные или отправленные на стоянку автомобили.
За звание самой честной дорожной полиции с лаосской борется южнокорейская. Здесь уже несколько лет действует закон, требующий от полицейских сообщать о всех взятках, полученных за день, своему непосредственному начальнику.
Впрочем, в некоторых странах пришли к выводу, что единственный способ искоренить коррупцию в рядах дорожной полиции — упразднение самой дорожной полиции. По такому пути пошла Грузия в 2004 году, когда функции ГАИ перешли более малочисленной патрульной полиции. Вслед за Грузией ГАИ была отменена и на Украине. Впрочем, как говорят, на уровне коррупции это почти не сказалось. Просто люди, берущие взятки у автомобилистов, стали называться по-другому.
Источник: www.kommersant.ru13 779